Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.
Одним из самых распространенных нарушений, выявляемых Государственным земельным надзором в ходе плановых и внеплановых проверок, является самовольное занятия земельного участка или части земельного участка
Как правило, собственники земельных участков не знают, как проходит юридическая граница их земельного участка и пользуются участком по забору, который частично попадает на земли государственной собственности, либо строят объекты капитального строительства, сажают огороды на «свободных» землях, примыкающих к земельному участку, находящемуся в собственности. Все это называется самозахват земли.
При выявлении такого рода правонарушения, собственнику земельного участка выдается предписание, в котором указывается в чем именно состоит нарушение, какие меры могут быть предприняты для его устранения и сроки устранения.
Существует несколько вариантов исполнения предписания:
- Перенести все постройки и ограждения в установленные границы земельного участка. Для того чтобы определить точные границы необходимо провести процедуру выноса характерных точек границ земельного участка в натуру.
- В случае невозможности или нежелания переноса построек, на законодательном уровне установлена возможность оформления захваченной территории в собственность, так называемой «прирезки» или, если говорить грамотно, перераспределения земельного участка с землями, государственной собственности.
Для жителей Санкт-Петербурга процесс оформления «прирезки» несколько сложнее. Перед тем как подготавливать межевой план по перераспределению земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо провести комплекс топогеодезических работ.
В течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием, проводится повторная проверка исполнения ранее выданного предписания.
В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства, должностное лицо, выдаёт правонарушителю новое предписание и принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и влечёт наказание в виде штрафа в размере:
- на граждан - от 10 000 до 20 000 рублей;
-на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.
Таким образом, чтобы избежать негативных последствий в виде дополнительных штрафных санкций, выявленное в ходе проверки нарушение земельного законодательства должно быть устранено правонарушителем в срок, установленный соответствующим предписанием.
Контроль за исполнением предписаний осуществляется до полного устранения нарушения земельного законодательства, то есть количество выдаваемых предписаний по одному и тому же длящемуся нарушению законом не ограничено. Поэтому административное преследование злостных нарушителей требований земельного законодательства может длиться годами.